Не так уж часто приходится встречать травмированных жаб или лягушек. Если вы, конечно, не имеете привычки держать их дома, в неволе. Ведь куда интереснее наблюдать за ними в естественной среде обитания, где поведение амфибий мало зависит от влияния человека.
К сожалению, столкновение с людьми часто заканчивается для земноводных неприятностями, среди которых первое место занимают травмы различной тяжести. Типичная ситуация, когда вы отправляетесь косить траву с утра пораньше, а в траве полно охотящихся лягушек. Они не успевают покинуть опасную территорию и становятся жертвами вашей хозяйственной деятельности.
На нашем дачном участке обитает много жаб, которые «работают» по ночам, очищая огород от слизней и других вредителей. Днем они прячутся в известных нам убежищах и никому не мешают.
Однажды вечером, после дождя, мы стали расчищать заросшую травой лужайку и обнаружили серую жабу с поврежденной лапкой. Ранка располагалась на локте и выглядела так, будто острым лезвием срезало кусок кожи. Мы решили, что незадачливая жаба вышла поохотиться по случаю дождливого вечера, прыгнула в неподходящий момент и угодила под лезвие серпа.
Раненая жаба жалобно кричала, когда ее брали в руки. Рана выглядела довольно неприятно, беспокоила возможность развития инфекции, что привело бы к печальному результату. Жабу очень жалко, значит нужно ее лечить!
Полазив по интернету, удалось подобрать лечение на основе имевшихся у в доме медикаментов: нужно было продезинфицировать ранку хлоргексидином и намазать левомеколем (мазь «Левомеколь-вет», с левомицетином, активно используется в ветеринарной практике для заживления гнойных ран).
Было бы неплохо закрыть поврежденный участок какой-нибудь самодельной повязкой, но ничего подходящего так и не удалось придумать. Пластырь в сырую погоду быстро расклеится, а марля или ткань будут за все цепляться и намокать. Наилучшего результата, как говорят, удается добиться с хирургическим клеем, но это для нас экзотика.
Мазь левомеколь вязкая и липкая, неплохо держится на ране, поэтому обматывать ничем не стали. Руководствуясь инструкцией к препарату, решили смазывать раненую лапу 1 раз в сутки, примерно в одно и то же время.
Как уже упоминалось, укрытия, в которых обычно прячутся наши местные жабы, давно известны, так что отлавливать «пациента» для очередной обработки было совсем не трудно. Любопытно, что первые 2 сеанса жаба возмущенно пищала во время процедуры, а в последующем стала вести себя гораздо спокойнее, убедившись, что ее быстро возвращают в любимое убежище, не причинив вреда.
Фотографии сделаны на третий день лечения, когда рана уже затягивалась тонкой прозрачной кожицей.
Пока занимались терапией, постоянно возникал вопрос: как же несчастная жаба могла получить такую аккуратную круглую рану. Ведь, если подумать, от серпа (не особо острого) порез выглядел бы совсем по-другому. Может это какая-то язва на коже, и тогда ее правильная форма вполне объяснима. В интернете упоминается, например, иридовирус амфибий с очень похожими проявлениями. Ознакомившись с симптомами, сразу же обратили внимание, что жаба не покидает укрытие, не ест, хотя рана затягивается с каждым днем и выглядит все лучше.
На шестой день решили пациентку больше не тревожить, поскольку рана покрылась кожицей, а лишнее беспокойство для жабы вредно. Правда, проверяли ее в убежище каждый вечер, не трогая руками. Теперь опасения вызывало общее состояние жабы: она почти не двигалась и даже как-то неестественно посветлела. Видимо, она уже не могла подстраивать окраску под окружающую среду. Нас одолевали грустные мысли, что бедная жаба так или иначе погибнет.
Однако, через пару дней наша подопечная снова потемнела, стала выглядеть получше, хотя было видно, что она по-прежнему не выходит охотится. Надо заметить, что вынужденная голодовка, сама по себе не представляет для этих амфибий какой-то угрозы. Они способны обходиться без еды даже несколько месяцев (смотри тут).
Наконец, видимо, окончательно оправившись, наша жаба решила сменить «беспокойную квартиру», куда беспрестанно заглядывают посторонние. В один прекрасный вечер мы просто не обнаружили ее в привычном месте. Может, она перебралась на соседний участок или вообще ушла в лес, неизвестно. В любом случае надеемся, что с ней теперь все в порядке.